Что такое современная сексуальная хореография?

Мужчины семьи Монтойя о философии и эволюции фламенко

События мира фламенко 2016

Что такое курс приватного танца?

Who's that chic? Или как стать ципой?

Танцевальное путешествие в Японию

Виталия в Британии

О возможностях развития в танцевальном сообществе

Вернувшись сегодня с Мирового Конгресс Исследований в области танца под эгидой Танцевального Совета ЮНЕСКО меня посетила мысль о том, что чувство демократичности у ж очень влияет на готовность человека к обучению.

Пресс во фламенко, зачем он нам?

Немного раскрою зачем мы вдруг занялись почти спортивной практикой на танцевальных занятиях.

Увидеть больше

Сущность искусства танца

Сущность искусства танца

Начать эту главу, да и всю книгу, очень хочется со слов, родившихся более ста лет тому назад. Удивительно, как мало, в сущности, изменилось за это время. Взгляните, как актуально звучат сегодня эти мысли "давно минувших дней":

"...трудно было бы представить себе современное общество, если бы оно было лишено танцевального искусства. Жизнь нашего веха по своим тяжелым условиям дает мало минут наслаждения и веселья. Все поглощает жажда наживы, борьба за существование; тысячи мелких неприятностей отравляют нам жизнь на каждом шагу - и тем дороже для нас то время, которое мы по какому-нибудь торжественному и особенно важному случаю можем посвятить собственному удовольствию".

Танцы можно назвать ритмической поэмой. Слово "танец" вызывает в нашем уме представление чего-то грациозного, нежного и воздушного. "Тело женщины во время танцев, - говорил Жюль Лемэтр, - кажется почти не подчиненным обыкновенным законам тяжести. Оно представляется наполовину неземным, до того оно гармонично управляется каким-то нежным духом, облагораживающим его и придающим ему особенную, сверхъестественную воздушность. Иногда, кажется, что это танцует душа, воплощенная в видимый образ".

У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь и злость.

Следовательно, танец - это ряд телодвижений, согласованных с настроением человека и подчиненных музыкальному ритму.

Грубые формы танца первобытного человека заменились более утонченными и подчиненными известным правилам у "культурных" народов. Музыкальный ритм - песня и музыка - создал правильные, подчиненные ему и только ему телодвижения. Звуки песни и музыки установили такт и размер телодвижений. "Рабы ритма" стали еще более прекрасными.

Танец - изначальное искусство

Один из древнейших писателей говорил: "Танцы родились в то время, когда создавался весь мир. Они появились вместе с Амуром, одним из древнейших богов".

Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. В древние века мимика - этот первый язык человечества - была неразрывно связана с* танцевальным искусством (греки, к примеру, не отделяли мимику от танца). Более того - все движения в древности назывались не иначе как танцами! (Вероятно, они были несравнимо более выразительными, чем сегодня.) У древних даже воинская маршировка именовалась пляской (про нее говорили, что это тот же "танец, только корпус не прыгает").

Греки не признавали танец только как предлог для ритмических движений и красивых поз - напротив, они стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую-то мысль, действие, поступок, что-нибудь говорило зрителю.

Однажды, в царствование Нерона, его посетил посол Понтийского царя, в честь которого было дано представление. Пение в нем сопровождалось игрой и танцами известного в то время актера. Посол, совершенно не зная того, что пели, прекрасно понял по жестам, мимике и танцевальным движениям сюжет всего представляемого. После чего обратился к Нерону с просьбой подарить ему этого мима, говоря: "Наши соседи варвары не понимают нашего языка, но когда они увидят этого человека, они тут же поймут, что мы от них требуем. И он нам будет служить в сношениях с ними прекрасным толмачом". Вот так танцы послужили политике.

Вообще, танец - очень красноречивое искусство: испанские танцы и до сих пор посредством своей супер выразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. В.Я. Светлов при описании испанских танцев говорит: "В них столько огня, столько страсти, столько жизни, что они сделались образным языком, способным передать всю энергию жизни при помощи одних только телодвижений и мимики..."

И в самом деле, танцы, будучи изобразительным искусством, являются оживленной передачей многих, невыразимых словами и другими органами душевных движений: например, чем еще мы можем передать чувства неги, истомы, кроме как танцем?

Вообще, первобытный танец, конечно же, возник из эмоции и был напрямую связан с острейшими переживаниями. И мы до сих пор "пляшем от радости", нам приходится танцевать в томящем ожидании ("тебе письмо - пляши!"). На балах отвергнутые влюбленные или угнетаемые чувством ревности всегда были особо рьяными плясунами - ими руководило желание избавиться от горечи, и танцы должным образом выполняли эту непростую функцию, позволяя выплеснуть скопившуюся энергию.

Итак, первобытные эмоции нашли гармоничный способ выражения в плясках и мимических сценах: своеобразный "балет-опера" до сих пор сохранился у папуасов, полинезийцев, тасманов и в русских хороводах (когда хор излагает в песне сюжет какого-нибудь события, а девушки и парни, выходя на середину, изображают его в лицах).

Первоначально в танцах был заключен и определенный элемент игры: с природой, в природу, в другое "я", в "новое" и хорошо забытое "старое". Dr. Karl Storck в своей книге "Der Tanz" говорит: "Связь между искусством и игрой именно при танце нераздельна. Можно даже найти параллели в природе, в роях жужжащих комаров и совсем бесцельном летании птиц; а если вы еще обратите взор на небо, то покажется, будто бы движения звезд - бесконечный хоровод, которому философские головы былых времен и народов часто придавали странный смысл для нашей жизни".

Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности и новые искушения, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных.

От наблюдательного взгляда древних не ускользнуло, что танцует, в сущности, все и вся вокруг - почему бы и не перенести эти прекрасные движения в свою повседневную жизнь? Знаменитые птичьи танцы до сих пор будоражат умы неравнодушных, которые утверждают, что в Северной Америке один из видов тетеревов на "токованиях" танцует ну просто настоящую фарандолу или гранд ронд. Рассказывают и про "парагвайскую танцевальную ржанку". Эти птицы время от времени слетаются на известное место и размещаются парами. Тогда один из самцов начинает насвистывать нечто схожее с маршем (размер 2/4), остальные в то же время проделывают фигуры, очень похожие на кадриль - и ритм тот же! А журавли, которые кланяются, хлопают в ладоши (машут крыльями), переминаются с ноги на ногу - точно делают Ьаlапсе...

Многие движения, совершаемые людьми, вне зависимости от их национальности, местожительства, принадлежности к исторической эпохе, идентичны (пожимание плечами в знак бессилия, поднимание руки вверх в знак приветствия ~ это врожденные движения, одинаковые для всех). Такова же и природа первых танцев.

из книги "Роман с танцем", Мария Ерёмина